Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на принципах теории обучения, которая предполагает, что разные типы поведения развиваются из-за привычной реакции человека на создавшуюся ситуацию.
Человек реагирует на внешний стресс определенным способом и при этом вырабатывается определенная модель поведения свойственная исключительно этому человеку. Привычная для человека реакция на определенные события в его жизни далеко не всегда бывает правильной. «Неправильная» модель поведения и «неправильная» реакция на события вызывают симптомы расстройства. Однако эту модель поведения можно изменить, а от выработанной привычной реакции можно отказаться, а главное можно обучиться «правильной», полезной и конструктивной реакции, которая поможет справляться с трудностями, не навлекая на себя новые стрессы и страхи.
Когнитивность в психологии – способность человека воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, исходя из своих глубинных убеждений, установок и автоматических (неосознанных) мыслей.
Когниции – это стереотипные, «автоматические», мгновенные мысли, которые возникают у человека и являются реакцией на определенную ситуацию. Когниции психологически травмируют человека. Катастрофические оценки и негативные отношения к происходящему заставляют человека реагировать на окружающее с обидой, страхом, виной, злостью или безнадежностью. С этим и работает психолог.
Основная задача психолога КПТ – это работа с мыслями человека, с отношением к данной ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления. Эта работа в конечном итоге приводит к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих моделей поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия состоит из нескольких этапов. На консультациях у психолога клиент «шаг за шагом» учится изменять свое мышление, он постепенно разрывает замкнутый круг, а также учится техникам, направленным на снижение уровня тревоги и стресса. В итоге клиент преодолевает сложные ситуации и качественно меняет свою жизнь.
На консультациях психолог создает для своего клиента индивидуальную систему заданий. От активного участия клиента и выполнения домашних заданий зависит насколько положительным будет результат курса терапии. Такую методику лучше назвать «научением». Психолог учит клиента контролировать свои негативные мысли и противостоять им в дальнейшем.
К таким домашним заданиям относится введение особого дневника, выполнение пошаговых инструкций, тренировка внутреннего оптимистического диалога, применение различных упражнений. Эти упражнения позволяют закрепить новые навыки и постепенно изменить поведение. В каждом случае подбираются различные когнитивные техники, используя которые человек учится быть менее жестким и категоричным, видеть разные грани проблемной ситуации.
Терапевт постоянно задает вопросы и объясняет моменты, которые помогут клиенту понять проблему. Каждый сеанс отличается от предыдущего, потому что с каждым разом клиент немного продвигается вперед и привыкает уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.
Человек учится различать свои мысли, начинает вести себя по-другому, а в результате меняется и его эмоциональное состояние. Он успокаивается, чувствует себя более свободным. Он начинает дружить с собой и перестает судить себя и других людей.
По сравнению с другими терапиями когнитивно-поведенческая терапия более краткосрочна, она проходит в форме активного диалога между психологом и клиентом. Это метод активного поиска и исправления проблемы, нацеленный на конкретный результат.