Общие правила психологического консультирования:
- Во время консультирования клиент рассказывает о себе, а консультант слушает, задает вопросы и помогает ему выразить свои мысли и понять значение того, что он говорит и делает;
- В процессе этого взаимодействия проясняются мысли, чувства и переживания, относящиеся к прошлому и настоящему опыту клиента и позволяющие лучше понять истоки его проблем;
- Через достижение лучшего понимания клиентом своей проблемы и ее причин становятся видны пути ее возможного решения;
- Благодаря поддержке психолога-консультанта, происходят ослабление негативных переживаний и развитие более адаптивного и эффективного поведения.
- Если клиент принимает какие-либо лекарственные препараты, об этом необходимо сообщить психологу, указав какие это препараты и по чьим рекомендациям он их принимает;
- Если у клиента были попытки самоубийства, необходимо сообщить об этом психологу. Эта информация останется конфиденциальной и нужна исключительно для создания условий безопасности самого клиента.
Запрос клиента и цели консультирования
- Запрос должен быть сформулирован в виде цели (т.е. желаемого результата в определенном контексте);
- Запрос должен быть конкретен и измерим (когда, в какой ситуации, с кем, как это изменение можно будет увидеть, как оно проявит себя и т.д.);
- Запрос должен быть сформулирован про себя или для себя (не про окружающих людей, не про изменения внешних обстоятельств) — эгоответственность;
- Запрос должен быть сформулирован в позитивном утверждении, без отрицательных частиц «не» (не избавиться от чего, не убежать, а прийти к чему-то, приобрести что-то);
- Запрос должен быть реалистичен;
- Запрос должен быть экологичен для клиента и окружающих (т.е. не должен причинять вред ни клиенту, ни его близким).
Этические правила психологического консультирования:
Конфиденциальность
Многие клиенты опасаются, что и как можно говорить в кабинете психолога. Но эти опасения, как правило, не имеют под собой оснований. Психолог не контактирует с третьими лицами со стороны клиента, не вступает в контакт с семьей клиента и никому не дает сведений о клиенте.
Помимо защиты информации о частной жизни, конфиденциальность обеспечивает базовое доверие, создает безопасное пространство, которое позволяет доверить психологу свои тайны и говорить откровенно обо всем, что действительно является важным.
Честность, откровенность и уважение
Психологическое консультирование возможно только в атмосфере уважения, открытости и честности.
В работе с психологом целительной является только правда. Настоящее облегчение может наступить только тогда, когда у Вас появляется мужество назвать все своими словами и принять реальность такой, какая она есть, какой бы сложной она не была. Задача психолога поддерживать атмосферу безопасности, доверия, откровенности и честности, создавая те условия, в которых тяжелая эмоциональная правда сможет быть принята клиентом.
Запрет на эксплуатацию клиента
Терапевтические отношения — это особые отношения между терапевтом и клиентом. Любые «реальные» отношения с клиентом вне психологической сессии негативно влияют на процесс психологического консультирования. В связи с этим существует запрет на сексуальные, дружеские, деловые отношения. Такого рода отношения могут быть начаты не менее, чем через три года после окончания психологического консультирования.
Добровольность и информированное согласие
Психологическое консультирование проводится исключительно на добровольной основе, исключающей любого рода давление, принуждение. Совершеннолетний клиент сам должен обратиться за помощью и дать информированное согласие на консультирование.
Информированное согласие включает в себя следующее знание:
- Существуют другие методы психотерапии, которые работают и могут оказать квалифицированную помощь.
- Целью психологического консультирования является ослабление психического страдания путем самопознания и разрешения внутренних конфликтов.
- В психологическом консультировании существует ряд необходимых правил, которые необходимо принять, чтобы психологическое консультирование могло состояться.